Эксперты фонда «Транспаренси Интернэшнл - Казахстан» выражают беспокойство в связи с отсутствием прогресса и прозрачности вокруг процесса возврата нелегитимных активов

ПРЕСС РЕЛИЗ

12 января 2022 года связи с трагедией Кровавого января фонд «Транспаренси Интернэшнл - Казахстан» заявил, что в Казахстане необходимо осуществление деятельности, направленной на определение активов, полученных путем коррупционных сделок, с целью их возврата в собственность государства.  Президент Республики Казахстан поддержал эту инициативу гражданского общества и в феврале 2022 года на расширенном заседании Правительства Президент Казахстана поручил разработать план по возврату незаконно полученных и выведенных за границу активов. Президентом Казахстана 5 июня создана межведомственная комиссия из 13 государственных чиновников с целью возврата финансовых средств и выявления олигопольной концентрации экономических ресурсов. 26 ноября Президент поставил перед Правительством задачу разработать и внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан до 31 марта 2023.  Однако до сих пор данный законопроект не опубликован, Комиссия неподотчетна обществу и тема возврата активов засекречена. Само Положение о Комиссии относится к документам ограниченного распространения и подлежит только для служебного пользования. Все предложения правоохранительными органам о сотрудничестве с нашей организацией не были приняты.  Возврат мелкого имущества типа земельных участков в масштабах экономики не является демонстрацией существенного успеха, поскольку речь должна идти о возврате активов сравнимых с размерами текущего годового ВВП Казахстана. Отсутствие прозрачности вокруг процесса возврата активов может привести к дальнейшему падению позиции Казахстана в ежегодном Индексе восприятия коррупции Транспаренси Интернэшнл.

Возвращение активов представляет собой основополагающий принцип Конвенции ООН против коррупции, к которой Казахстан присоединился в мае 2008 года. Согласно Преамбуле и Статье 13 Конвенции ООН против коррупции государство должно сотрудничать с гражданским обществом и неправительственными организациями, однако на деле эти обязательства по сотрудничеству государством не соблюдаются.

Обязательствами Казахстана согласно Статье 13 Конвенции являются:

  1. сотрудничество с гражданским обществом по вопросам возврата активов;
  2. содействие активному участию гражданского общества, неправительственных организаций в предупреждении коррупции и борьбе с ней; и
  3. усиление прозрачности и содействие вовлечению населения в процессы принятия решений и обеспечение для населения эффективного доступа к информации.

На деле эти обязательства государством также не соблюдаются.

Дальнейшая скрытность и келейность в обсуждении законопроекта о возврате активов по опыту других стран согласно мнению экспертов «Транспаренси Интернэшнл-Казахстан» несет следующие риски:

  1. Создание списка неприкасаемых из различных олигархов, нефтяных и металлургических гигантов путем вывода приватизации из действия закона о возврате активов. Такая неприкосновенность приватизации лишит смысла весь процесс возврата активов, поскольку основные активы были получены олигархатом через разгосударствление, которое в свою очередь совершается через приватизацию;
  2. Создание списка неугодных из числа законопослушных предпринимателей для взимания взяток правоохранительными органами через наличие реестра подозреваемых без ясных процессуальных требований;
  3. Отсутствие полноценной правовой и институциональной инфраструктуры для возврата активов с наличием отдельного независимого органа по возврату активов и специализированных судов по коррупционным делам;
  4. Несоблюдение международных обязательств и принципов в области возврата активов, включая Главу 5 (Возврат активов) Конвенции ООН Против Коррупции, ратифицированной Казахстаном 4 мая 2008 года и 10 принципов Глобального Форума по Возврату Активов;
  5. Незаконное засекречивание данных по возврату активов, несмотря на то, что, согласно законодательству Казахстана о государственных секретах, не подлежат засекречиванию сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, фактах нарушения законности государственными органами и организациями, их должностными лицами, а равно привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам и организациям;
  6. Экспроприация сотрудниками правоохранительных органов имущества частного сектора без наличия четких процессуальных ограничений.  Наделение новыми полномочиями департамента уже существующего органа с неясным статусом и размытой ответственностью за досудебные действия, что будет позволять не только парализовывать деятельность отдельных предприятий, но и дестимулировать рост экономики страны, поскольку высока вероятность того, что неконтролируемая активность правоохранительных превратится в «охоту на ведьм»;
  7. Возникновение новой группы теневого политического влияния в стране с политическими амбициями и с фактически не ограниченными законом правами.

Транспаренси Интернэшнл создано в 1993 году в качестве неправительственной организации, призванной повышать подотчетность правительств и пресекать международную и национальную коррупцию. «Трансперенси Интернешнл» — наиболее крупная в мире неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру. Движение Трансперенси Интернешнл включает аккредитованные отделения в 100 странах мира, включая Казахстан с 1999 года.  Возврат нелегитимных активов является стратегическим направлением деятельности ОФ «Транспаренси Интернэшнл - Казахстан».